Если светит радуга над школой, жизнь ребячья будет творческой, весёлой.
Детство — это особый общественно значимый мир, который постоянно находится в движении и развитии. Он, как губка, обладает большой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Это естественно, цель детства — взросление.
Процесс формирования ценностных ориентаций идет сложно и противоречиво, т. к. тесно связан с общим психологическим состоянием общества — нестабильностью, социальной напряженностью, озлобленностью, пессимизмом. Сложность его заключается еще и в том, что поколение бабушек и дедушек воспитывалось на одних ценностях, отцов и мам на других, а нынешним подросткам более всего знакомы ценности перестроечного и постперестроечного периода.
Времена пришли новые, а времена, как известно «не выбирают». Слепое повторение или копирование старого опыта исключено. Но есть вечные ценности — то, что может составить основу взаимодействия детей и взрослых, путь конструктивного диалога разных поколений, без которых невозможно возрождение человеческого достоинства, достоинства народа в целом — это чувство Родины.
Дети — особая ценность общества, его красота, здоровье, будущее, а потому они требуют более заинтересованного отношения к себе всех взрослых структур.
На современном этапе развития семьи, общества и государства, а также международных контактов, детскому движению принадлежит существенная роль.
В новом XXI в. в условиях реализации Конвенции о правах ребенка и начавшегося Всемирного движения в интересах детей, дети способны стать партнерами, союзниками взрослого общества, а не только объектом его воздействия.
Одной из моделей такого партнерства и сотрудничества — является Школьная республика «Радуга», девизом которой стали слова «Если светит радуга над школой, жизнь ребячья станет творческой, весёлой».
Школьная республика «Радуга» создана и осуществляет свою деятельность на базе МОУ «Медведицкая СОШ» (Волгоградская область, Жирновский район, с. Медведица). Это независимая, самоуправляемая организация учащихся 3-11 классов.
Школьная республика «Радуга» начала свою работу на базе МОУ «Медведицкая СОШ» с. Медведица, Жирновского района Волгоградской области в 1994 году - это были первые неуверенные шаги. 10 ребят - старшеклассников, имеющих общие интересы, собрались вместе в лагерь учёбы актива «Трубачи», познакомились с разными формами работы детского движения. В школе провели опрос среди учащихся, распланироваш свою деятельность по направлениям. В 1994 году наша детская организация Школьная республика «Радуга» зарегистрировалась в союзе общественных организаций Жирновского района и стала полноправным членом «Федерации детских организаций».
открытости — членом организации может стать любой желающий, заполнивший заявление;
развития — деятельность в рамках организации направлена на развитие личности;
взаимодействия — обеспечение тесного взаимодействия между членами организации;
сотрудничества — обеспечение условий для сотрудничества с другими организациями.
Права членов детской организации ШР «Радуга»:
Избирать и быть избранным в руководящие органы ШР;
Принимать участие в проводимых мероприятиях и программах;
Вносить предложения по изменению и улучшению деятельности ШР;
Добровольно выйти из членов организации;
Просить о помощи и эмоциональной поддержке;
Протестовать против несправедливого обращения или критики;
Иметь свое собственное мнение.
Заявляя о своих личных правах, мы помним: они есть и у всех остальных людей, нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши. Члены детской организации ШР «Радуга» активно участвуют в работе организации и способствовать реализации ее целей и задач, выполняют положения Устава, решения руководящих органов организации, проявлять инициативу и творческий подход при выполнении возложенных на него функций, ведут здоровый образ жизни, являются примером везде и во всем.
Цели и задачи детской организации Школьная Республика «Радуга» напрямую связаны с воспитательной программой школы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся», направленной на подготовку обучающихся, способных успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве и формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Детская организация Школьная Республика «Радуга» осуществляет сетевое сотрудничество с различными организациями Жирновского района Волгоградской области на основе договоров о совместной деятельности и планов совместной работы.
Детское общественное движение — стало одним из направлений демократизации общественной жизни. Это мощнейший инструмент, позволяющий эффективно решать сложные педагогические и другие задачи, поставленные перед обществом. Закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии. Через детскую общественную организацию реализуется управленческий механизм. Школьник имеет возможность самореализоваться, найти свое место в обществе, пройти первые ступени социализации. Развиваются лидерские качества подростков, организационные способности, умения и навыки.
Создание доступной, интересной для широких слоев молодежи работающей системы массовых мероприятий позволит получить главный предполагаемый результат — выпустить в жизнь новое поколение людей, которые своей активной позицией, будут изменять к лучшему наше общество. Людей, готовых и способных нести ответственность за других людей, за судьбу страны.
Воспитание достойного поколения — гарантирует цивилизованное будущее России.
Литература:
1. Алиева Л. В. детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума.// Педагогика.-2000.-№ 7.
2. Викторов А. Досуг — дело серьёзное//Воспитание школьников.-2001 .-№ 5.
Муниципальное образовательное учреждение «Медведицкая средняя общеобразовательная школа» Железнякова И.Е., Давыденко В.И.
В этом же году членами организации была разработана нормативно - правовая база, на основе которой планировалась вся работа: программа детской организации ШР «Радуга» с указанием основных направлений работы; устав: эмблема; девиз; план работы на год; договор о совместной деятельности с различными организациями; структура организации; основные положения по мероприятиям; отчеты о выполненной работе в виде альбомов и газеты «Школьные вести»; протоколы заседаний. Планируя работу на год, детская общественная организация учитывает не только результаты работы за прошлый год, пожелания участников, но и положения плана воспитательной работы школы. Члены детской организации планируют работу, исходя из своих прав и обязанностей.
Программа Школьной республики «Радуга» разработана в соответствии с нормативными документами:
Конституцией РФ;
Декларацией о правах ребенка;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Законом РФ «Об общественных объединениях»;
Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в образовательных учреждениях» от 01.02.2000 г.
Решением Коллегии министерства образования РФ «О поддержке общественных организаций в Российской Федерации» от 14 апреля 1993г.,
Уставом школы.
ыми в них |
Работая по данной программе, члены детской организации получают интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят, возможность проявить себя, показать свои способности и таланты, выполнять реальные дела, имеющих большое значение для окружающих, участвовать в планировании работы детской организации.
|
органов самоуправления и возможность |
Юбилей школы День Победы Акция «Памяти Беслана»
Программа Школьной республики «Радуга» предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации, так как основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
принцип личностного подхода — признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
принцип деятельного подхода — находясь в детской организации, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью — общественно- полезной, самодеятельно - творческой;
участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
принцип вариативности — разнообразие направлений содержания, форм работы; принцип средового подхода — включает различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования).
Деятельность участников организации строится в соответствии с принципами: